Москва, шоссе Энтузиастов, 2,5 км от МКАД
Режим работы: Пн-вс 09:00 – 21:00

Как самому собрать квадроцикл

10.10.2022

Первое и главное преимущество самодельного квадроцикла — экономичность. Ведь практически все запчасти берутся от другой техники, например старой «Оки» или мотоцикла, что-то же делается с нуля из подручного материала. Докупать придется минимальное количество деталей.

Сразу оговоримся, что на этом, пожалуй, достоинства самостоятельной сборки заканчиваются. Да, получится выгодно и даже увлекательно, но по сравнению с заводскими моделями никакой гарантии надежности, стабильного функционирования систем и тем более долговечности. Поэтому сделанный своими руками вездеход не стоит рассматривать как полноценную альтернативу покупному квадроциклу. Плюс ко всему учтите, что процесс этот долгий — даже опытные механики тратят на подобную работу больше 1 года.

Более того, купить сегодня квадроцикл не столь затратно, ведь на рынке представлено множество модификаций в широком ценовом диапазоне. Достаточно открыть наш каталог и убедиться в этом. Тем не менее для тех, кто хочет попробовать себя в конструкторском деле и попытать силы в самостоятельной сборке мотобайка, мы подготовили краткую инструкцию.

Инструменты и материалы

Комплект запчастей в первую очередь определяется тем, какой конкретно квадроцикл вы хотите собрать. Утилитарники тяжелые, но зато и проходимые, подходят для перевозки нескольких человек. Трюковые же модели могут разгоняться до 137 км/ч, нужны узкие платформы.

Обязательными компонентами квадроцикла являются:

  • сиденье;
  • силовой привод;
  • подвеска;
  • тормоза;
  • рулевая и ходовая части;
  • багажный отсек.

Не забудьте учесть внешний свет, аккумулятор и глушитель.

На заметку: полноценно собрать квадроцикл можно только с помощью сварочного аппарата. Некоторые работы придется выполнять на токарном станке. Поэтому для сборки понадобится довольно просторный гараж.

Из инструментов сразу стоит подготовить электродрель, УШМ, гаечные ключи, пассатижи и домкрат. Не лишним будет запастись штангенциркулем, острым ножом, отвертками, молотком и трубогибом. В качестве основы можно использовать комплектующие со скутеров и малолитражных автомобилей.

Выбор и изготовление элементов

Рама

Ее делают самостоятельно либо восстанавливают после эксплуатации. В обоих случаях важно, чтобы двигатель крепился болтами максимально надежно. Его можно поставить как в переднюю, так и заднюю часть рамы квадроцикла. Для профилактики люфтов крепко присоединяют трансмиссию и привод.

Раму можно сделать из водо- или газопроводных труб 3 мм. Для лонжерона нужно сечение не менее 25 мм, для подкоса и поперечины — 20 мм. Собирают все воедино сначала точечной, а затем цельной сваркой. Ушки, на которые устанавливаются амортизаторы и рычаги, нужно приварить сразу. Монтаж кронштейнов проводят одновременно с креплением агрегатов и узлов, для которых они предназначены.

При реконструкции рамы вначале удаляют все ненужные детали и оставляют только каркас. Заднюю часть убирают, в то время как переднюю наращивают. После этого приваривают элементы для установки остальных агрегатов квадроцикла. Если вы взяли раму мотоцикла, то реконструкция будет довольно простой: понадобится только сдвинуть на 0,45 мм подседельные стойки.

Подвеска

На квадроцикле могут стоять как передние, так и задние подвески. Первые, особенно от мотоцикла, — самый доступный вариант. Но если такой возможности нет, то подойдут и задние подвески от других транспортных средств. Чтобы пользоваться дифференциалом, задний мост укорачивают в соответствии с габаритами. Но это и утяжеляет конструкцию.

Ходовая часть и рулевое управление

Рулевую систему можно собрать по мотоциклетным или автомобильным чертежам. А возможна и комбинация решений.

Зубчатую пару лучше заменить цепной передачей. Это упростит техобслуживание и сделает его дешевле. КПП предпочтительна механическая, что обеспечит большую маневренность. Тем более что на таком квадроцикле низкие и высокие передачи придется менять вручную. Входные валы с коробки направляют на передний и задний мосты, а колеса берут от малолитражек с подбором подходящей резины.

Полный привод

Полноприводные вездеходы могут иметь превосходную проходимость, но только если оснащены надежным мотором и шипованной резиной. Такие модели требуют обязательного использования рулевых автомобильных механизмов. Дополнительно нужны дифференциалы и механическая трансмиссия. Типовая рама не подходит, поэтому варят новую с учетом объёма двигателя. Рулевую систему и подвеску также берут с авто.

Стоит учесть: работа с таким квадроциклом трудозатрантна, а покупка готового узла требует серьезной суммы. Но окупится это в обоих случаях его грузоподъемностью и проходимостью.

Корпус

Этому вопросу стоит уделить внимание, так как этап считается наиболее сложным. Для изготовления корпуса квадроцикла берут стекловолокно или стеклопластик.

Вначале готовят болванку из крепкого пенопласта. Листы соединяют монтажной пеной. Затем на них наносят несколько слоев стекловолокна. Каждый промазывают эпоксидной смолой, а для придания большей прочности вставляют металлические крепления. Готовое изделие высушивают, шлифуют и окрашивают.

Двигатель

Силовой агрегат для квадроцикла берут от мотоциклов, автомобилей и мотороллеров. Иногда даже подходит мотор от мотоблока мощностью до 15 л. с. Экономить горючее можно, если взять двигатель от мотороллера. Вездеход получается легким, но страдает грузоподъемность.

Неплохая идея — устройства от старых мотоциклов. Но в них нет охлаждения, поэтому долгие летние поездки станут просто невозможны.

Сборка

Чаще всего самодельный квадроцикл собирают на базе двигателя от «Оки». Используют пространственную сварную раму, главные пары лонжеронов — гнутые: верхние сгибаются по вертикали, а нижние – по горизонтали. Операция выполняется с применением трубогиба. КПП берут с той же «Оки». Шток удлиняют, предусматривают крепление в двух положениях.

Блокирование дифференциалов и уменьшенные передачи в данном случае не нужны. Оптимально взять руль от «Урала». Рулевой вал поддерживается упирающимся подшипником. Он будет поворачиваться в середине внутри разъемного втулочного кронштейна из капрона. Сошку делают из листовой 8-миллиметровой стали в форме буквы «Т».

Край стоек дополняют каналом диаметром 20 мм, после чего туда вставляют рулевой вал и приваривают его. Ушки должны иметь конические отверстия для монтажа наконечников рулевых тяг. Их нужно усилить приваренными шайбами, а затем отогнуть вниз параллельно тягам. Колеса для квадроцикла берут с независимой подвеской. Рычаги сваривают из круглых профилей ВГП-20. К концам приваривают поворотные кулаки и ступицы колес.

Пружины и амортизаторы тоже с «Оки», но требуют доработки.

На ступицы ставят шпильки под колеса от «Нивы», а в передние кулаки добавляют поворотные рычаги. Последние, как и глушитель, делают самостоятельно. Чтобы обвес не деформировался при перегреве, предусматривают дистанционную крышку. Асбестом изолируют патрубок на входе. Работу начинают с контура, для которого используют стальную трубу 1х1х0,1 см.

Контур наваривают на раму с использованием перемычек. Их ставят там, где металл легко спилить. «Крылья» изгибают из оргалита и закрепляют саморезами. Из-за сложной формы фальшбак не выгибают. Мотор обматывают полиэтиленом, после чего наносят несколько слоев монтажной пены, высушивая каждый.

Как только она высохла, ножом вырезают нужную форму. Приборную панель крепят той же пеной, а затем окрашивают ПФ-115. По болванке создают уже готовое изделие с применением стеклоткани и эпоксидной смолы.

Эта схема может отличаться в зависимости от колесной формулы. Так, вездеходы 4х4 весят мало, на них ставятся обычные редукторы с ВАЗов. Конструкционный материал — ВГП-32. Подвеску изготавливают на базе ВГП-27 из А-образных рычагов.

Конструкция раздаточной коробки создается с расчетом на отключение переднего моста. Сцепление можно сделать под левую ногу. Это решение подойдет и для квадроциклов 6х4. Бензобаком могут послужить пластиковые канистры. Для хозяйственных нужд можно предусмотреть съемную грузовую платформу.

Рекомендации

Советуем собирать квадроцикл вдвоем — так проще и быстрее. Всегда предусматривайте запас мощности, на задние колеса ставьте покрышки с хорошим протектором и подумайте об использовании брызговиков и крыльев. Если мотор четырехтактный, поменяйте масло после первого пуска. Электрические же разъемы наполняйте литолом или же опрыскивайте устойчивым к влаге спреем.

Стоит помнить, что самодельный квадроцикл можно использовать только на частной территории. Без соответствующих сертификатов выпускать непроверенное транспортное средство на дороги просто опасно. Угнаться за техническими возможностями современных заводских моделей в гараже не получится. Тем не менее, самостоятельное создание кастомов может стать интересным хобби.


Возврат к списку