Москва, шоссе Энтузиастов, 2,5 км от МКАД
Режим работы: Пн-вс 09:00 – 21:00

Коробка передач на квадроцикле

23.09.2022

Квадроцикл, как и любая авто- и мототехника, может работать на автоматической трансмиссии или вариаторе, а ранее можно было найти модели и с механической КПП. Первая чаще всего встречается на технике Honda. Вторым же комплектуются квадроциклы RM, Kawasaki, CFMOTO, Yamaha. Оба варианта имеют свои плюсы и минусы, поэтому перед покупкой техники важно учитывать и этот момент.

Особенности механики, автомата и вариатора

МКПП в первых квадроциклах была такая же, как у стандартного мотоцикла — позволяла лучше понимать момент переключения скоростей в зависимости от темпа езды, имела 4 «передних» передачи, нейтраль и задний ход. Как итог такие модели были мощными и проходимыми. Кроме того, механика позволяла точно и плавно входить в повороты.

Помимо простой и надежной конструкции, такая коробка передач на квадроцикле обладала:

  • небольшим весом;
  • компактностью;
  • КПД выше среднего.

Кроме того, само переключение скоростей лучше контролировалось пилотом, хоть и немного сложнее. Движение было аналогичным другому транспорту с МКПП, единственное — при заезде на возвышенность требовалось одновременно зажать тормоз и сцепление. В остальном механика обеспечивала динамичную и уверенную эксплуатацию модели класса ATV.

Правда, квадроциклы с такой коробкой передач больше подходили гонщикам и ценителям мощности, а сегодня практически не встречаются. Примером могут служить немногочисленные представители, например YAMAHA YFM700R SE Raptor. Приоритет сместился, в частности, на автоматическую КПП. Она распространена на некоторых утилитарниках, является основной в технике Honda, в частности серии TRX Red, и требует только выбора между высокой и низкой передачей. Нюанс — на относительно большой скорости мощность заметно падает, и наоборот. Поэтому автомат лучше выбирать для начинающих райдеров и детей. И хоть он может выдерживать довольно высокие нагрузки, при поломке придется сразу же обращаться в сервис. Устранение неполадки своими силами тут невозможно.

Встречается и еще один вид коробки передач — вариатор. Его ставят и на туристические, и на рабочие, и на спортивные модели, например CFMOTO CFORCE 400L EPS и СFORCE 1000 EPS, YAMAHA Grizzly 700 SE. Он легок в эксплуатации, а вместо обычного сцепления комплектуется центробежным автоматическим. Но в этом есть и сложность — перед каждым переключением режима важно полностью остановиться, выжать тормоз и снизить до холостых обороты двигателя. В целом вариатор простой и дешевый, но боится работы под чрезмерной нагрузкой. Поэтому регулярно повреждает ремень, что требует его замены — иначе дальше ехать нельзя. Плюс в том, что сменить его нетрудно своими силами. Главное — иметь с собой запасной.

Как переключать передачи на квадроцикле

Прежние модели с МКПП для регулирования передач имели ручной рычаг на руле справа и ножной – слева. Переключать режим можно было так же, как на мотоцикле, выжимая сцепление. Скорость менялась с учетом показателей на тахометре, сложности дороги, веса багажа и особенностей самого квадроцикла.

Вариатор и автомат не требуют выжимания сцепления, а ручной рычаг сбоку от водителя позволяет поставить повышенную или пониженную скорость в зависимости от сложности маршрута. Если планируется продолжительная остановка, лучше включить нейтраль. А сама техника никуда случайно не укатится, если поставить ручной тормоз или передачу Р.

Во всех случаях поначалу сложно понять, когда же переключаться. Как вариант, можно ориентироваться на ощущения: квадроцикл дергается, вибрирует и плохо разгоняется — идем вниз, двигатель «ревет» — нам нужно вверх. Другой способ — следить за спидометром. Так, первая передача актуальна на скорости до 20 км/ч, вторая — в диапазоне 20–40 км/ч и далее с таким же интервалом.

Нюансы работы коробки передач на квадроцикле

Если рассматривать механику, то здесь главным компонентом являлся редуктор, который передавал силу от второго вала со шкивом на промежуточный третий, и затем на 4-й с креплением на нем колеса. Все детали находились внутри защитного кожуха, а постоянное наличие масла в системе позволяло избежать ее поломки и последующего ремонта. Но из-за сложности механизма она постепенно уступила место более простой и легкой в обслуживании вариаторной трансмиссии.

Конструкция вариатора состоит из двух шкивов с натянутым между ними ремнем. Он вращается по малому и большому радиусу при изменении оборотов мотора. При работе запчастей происходит почти то же самое, что и при перемещении валов в МКПП. Однако надежность в разы выше, за счет чего этот тип КПП и получил такое распространение.


Возврат к списку